суббота, 26 апреля 2025 г.

Весна во Франции 1. Первые впечатления о Париже

Париж – как много для кого-то в этом слове. Никогда не испытывала особого пиетета и даже не особо стремилась туда попасть. Все эти заезженные фразы из серии «Увидеть Париж – и умереть» или «Не важно, сколько лет твоим кедам, если ты идешь в них по Парижу» вызывали у меня только усмешку. Если уж на то пошло, в первой фразе, якобы авторства Гете, речь шла не о Париже изначально, а о Неаполе.

По пути в Париж

Но обо всем по порядку, частично в репортажном стиле, так как в эту поездку я даже умудрилась немного «заметки на полях» в режиме реального времени делать. Предвкушение поездки было омрачено билетами на верхние полки в поезде – Укрзализниця ввела очередное новшество. Билеты стали продавать не с 8, а с 9 утра, система зависала и требовала подтверждения личности, а билеты раскупали за секунды. 

Потом в день выезда тревога на вокзале нас застала, не успели пройти контроль на входе – пришлось идти ждать в холодный переход. Хорошо хоть, на метро наземном доехать успели. А по поводу верхних полок – не так уж страшно и неудобно, особенно после того как пятый раз туда залезешь и спустишься. Соседями в купе оказалась пожилая культурно себя ведущая пара, так что повезло.

Почти сразу ощутила, что поехала с Мариной – с утра до середины субботы успели перекусы трижды устраивать. 

В Польше, в Хелме, куда мы прибыли из Киева на поезде, уже около двух лет здание вокзала строят. Заглянула за забор – строительство пока на уровень котлована продвинулось. Вместо вокзала будочка, размер которой может посоперничать с микроквартирами в Париже. Еще и попахивает там и душно адски.

Гостиницу в Варшаве выбрала недалеко от аэропорта Шопена. Или новая, или свежий ремонт, очень чистая. 

Даже из душевой вода на пол не подтекает. Может, это кому-то смешно, но довольно частая проблема. Чайник с растворимым кофе, чаем, сахаром, чашки, стаканы, вода. На ресепшене парень говорил по-украински. Завтрак в стоимости и бесплатный трансфер в/из аэропорта. Цена за все эти радости соответствующая, не особо бюджетная.

Местами правда вай-фай пропадал. А еще непродуманная система выключения светильников возле кроватей – включаются/выключаются оба, а не по отдельности. И фен ужасный – еле дует и еле теплый. Завтрак с большим выбором, наестся можно прекрасно. Кровати и подушки удобные, тихо. С картой, открывающей дверь, не с первого раза получалось и даже не со второго – но видать это карма у нас такая 😅


Эпичненько трансфер в аэропорт начался – когда усаживалась в микроавтобус, ударилась со всей дури головой о верхнюю часть двери. Водитель в шоке был. К счастью, вроде как без последствий для здоровья обошлось. Зато трансфер у нас был индивидуальный – только вдвоем с Мариной ехали.

В ту сторону попались два места рядом в самолете, хоть и практически в самом последнем ряду. Пока ждали самолет, я развлекалась фотографированием. 

Оказывается, в аэропорту Шопена есть фонтанчики с питьевой водой, а мы не зная этого выбросили пустые бутылки. Ещё и 5 злотых гадкий платный автомат сожрал, но воду при этом не выдал. Посмотрела – не одна я такая, там куча застрявших монет.

Хоть и Парижем не бредила никогда, но без подготовки ехать не люблю, в том числе минимальной культурной. Так что на всякий случай прочитала рассказ Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» перед поездкой. По странной случайности забронировали апартаменты в Париже по адресу ул. Кардинала Лемоне, 61, а Хэмингуэй в свое время снимал с первой женой квартирку по адресу ул. Кардинала Лемоне, 64. Хотя это ни о чем не говорит, конечно 😅 Самое смешное, что я на этот дом с номером 64, пока мы находились в Париже, даже не глянула, пусть и «для галочки».

Что меня сподвигло именно на Париж (и немного Францию) после поездки в Португалию в прошлом году – тяжело сказать. Возможно, французский в гостинице, в которой мы ночевали недалеко от аэропорта Брюссель Шарлеруа. А может, до Парижа надо было дорасти, созреть – можно назвать это как угодно. 

И тут понеслось составление плана поездки под названием «впихнуть невпихуемое». «Резать» многое пришлось по-живому, но се ля ви. По ходу узнала, что множество музеев для детей до 18 лет бесплатно, так что грешно было не взять Марину с собой. Тем более в прошлую свою поездку в декабре я ее уже не трогала. 

Обидно было, когда выяснилось, что некоторые локации, которые бы точно понравились Марине, открываются только с первых выходных апреля, а у нас такой роскоши не было – и так почти неделю после каникул пришлось захватить. А летом в жару и с еще большими толпами мне бы Париж точно не понравился. Хотя никаких особых ожиданий у меня и не было. Так что надеялась обойтись без разочарований.

Больше всего пугало нежелание местных общаться на английском (или незнание). Попыталась немного осилить французский. Кстати говоря, не считая произношения – не самый сложный язык. Хотя и в произношении там все же больше правил, чем исключений. А еще в английском много заимствований из французского – которые на слух, ясное дело, иногда не угадаешь даже, но тем не менее. Опять минутка лингвистических отступлений 😅 Уже постфактум пишу – французский, кроме как для бонжур и мерси, так и не пригодился.

Была озадачена покупкой проездного Navigo Découverte и пополнением его на неделю на транспорт в Париже и пригородах. Там особая карточка, в которую надо фото собственника приклеить, и продается она только в кассах, а не в автоматах. Понятное дело, есть спецпроездной для туристов, но стоит он чуть ли не в два раза дороже. Фото взяли с собой. В итоге карты благополучно купили и сконструировали проездные из нескольких запчастей. 

А пополнили нам их на неделю еще в кассе во время покупки. Очень удобно получается, спокойно себе проходишь на все виды транспорта по Парижу и округам, не заморачиваясь перед каждой поездкой покупкой и не тратя время, только карточку валидировать надо при входе. 

В интернете пугают, что в Париже чуть ли не самые изобретательные и многочисленные карманники и всякие мошенники. Правда, я чуть ли не такое же в свое время про Барселону читала. Так что в общем-то главное не терять бздительность бдительность, особенно в толпах и возле основных достопримечательностей.

Париж – первые впечатления

В аэропорту смутили вооруженные автоматами военные – но видимо это цена за повышенную толерантность к мигрантам. По приезду в Париж полицейских с автоматами тоже встретили. Правда, и с обычными дубинками были. А больше всего на роликах порадовали – такой полиции я точно раньше не встречала.

В Париже оказалась у нас квартира-мечта. Лифт – ужас клаустрофоба, такой мелкогабаритный, но он был, и то хорошо. Стены лифта какими-то ковриками оббиты – я решила, что это защита от битья головой, если на кого-то паника нападет в узком пространстве. 

Спустилась разок пешком по лестнице и оценила наличие лифта, каким бы он ни был.

Квартира подготовлена вовремя не была. Мочалка для посуды юзаная. Не было геля для душа, правда, хозяин принес потом. Сахара целых два кусочка оставил. Пришлось докупать сахар, новую мочалку, бумажные полотенца вместо тряпки на кухню. Понятно, это относительные мелочи к тому, что уже за аренду заплатили, но вообще-то подразумевается, что хозяин квартиры о таком сам думает. Кофеварка была переполнена капсулами использованными, еле открыла, с применением физической силы, чтобы выбросить их.

Апогей – огромная лампа на потолке, светящаяся красным. Ещё и не выключалась. Потом правда разобрались с лампой, она ещё и синим, и зелёным светится, и все же выключается – но зачем она такая так и не поняли. Зато нахохотались, представив, как мы под этим алым прожектором спать будем.

Продолжаем дальше разбор квартиры на молекулы)) Посуда была плохо вымыта после предыдущих квартирантов. Жалюзи повидавшие виды и полностью не закрывающие окно. Постель с пятнами. Розетка почти что вырванная с мясом. В шкафу лежали вешалки, но там не было перекладины, чтобы их повесить. Я просто была так переполнена совокупностью этого всего, что разочарование зашкаливало, еще и после дороги вот эти все открытия.

Ну и конечно же дверь квартиры после выхода из нее открыть нам не удалось 😅 Правда, после консультации с хозяином осилили эту тему, но там реально замок с нюансами, еще и усилия прикладывать приходится. Хотя там и дверь в лифт, и дверь в подъезд тоже тяжеленькие были.

Но плюсы ведь тоже обнаружились. Ночью там тихо очень, жалюзи какие бы они ни были свет не пропускали, подушка вызывает вопросы, но в целом спать удобно. Есть стиралка, работала без сюрпризов. Непонятно было, куда постиранное вешать, хоть даже небольшая сушилка была с прищепками, но тоже разобрались. В принципе, мы там по большей части ночевали только и ели утром и вечером. Холодильник большой, есть микроволновка, плита, посуда (ножи только столовые, но мы особо ничего резать вроде не собирались). Квартира все же не совсем микроскопическая, какие в Париже часто встречаются. А главное – безопасный район и до Нотр-Дама 15 минут пешком.

Первое впечатление от Франции – по-английски они все же немного говорят, а некоторые и хорошо (по крайней мере, те люди, которые с туристами имеют дело) и пытаются помочь решить возникшие вопросы. Выяснилось, что в аэропорту проездные нужные не продают, а только в центре Парижа на станциях метро. Прокатиться из аэропорта Орли на метро в Париж в одну сторону стоило 13 евро (+2 за карточку магнитную).

Про транспорт

Страшилки про метро в Париже – в смысле его запутанности и сложности – особо себя не оправдали. Конечно, любой неподготовленный человек ужаснется при виде схемы транспорта ниже. Так готовиться же надо к такому🙃

Я себе приложение скачала, в котором можно маршрут из точки А в точку Б проложить, и он детально показывает, на какую линию метро и в какую сторону садиться, куда пересаживаться при необходимости и т.д. Ещё и версия на английском имеется. Между прочим, в приложении жд французских такой роскоши, как английский язык, нет, только в версии для сайта.

Я, конечно, умная сейчас со всеми эти приложениями и тырнетами (но вроде как люди про «ужасы» пишут и доныне), но раньше, уверена, тоже разобраться прекрасно можно было по карте. Главное, внимательно направление выбрать (т.е. какая конечная станция в принципе, а не тебе нужная, это само собой) и потом уже идти «по стрелочкам» в самом метро.

 

Понравилось, что метро очень быстрое и стеклянные двери на станциях – сразу понятно, где дверь вагона будет, а ещё без всяких упавших на рельсы предметов и личностей обходится. 

Хотя потом выяснилось, что это не на всех станциях такая роскошь, и поезда есть более устаревшие и изношенные, даже с ручкой для открывания дверей, а не кнопкой.

В более современных вагонах станции на схеме подсвечиваются или мигают, а те, которые проехали, уже не светятся. В более старых просто схема линии нарисована без подсветки. 

Турникеты, входы и выходы тоже разные встречаются. Выход и вход на станцию – это в основном длинный туннель с большим количеством лестниц. Главное, свернуть на нужную. 

На выходе снова турникет может быть или вот как «ворота» ниже, а может просто лестница. Эскалаторы реже встречаются.

Не все с транспортом было абсолютно гладко – как пример, еле нашли вход на станцию электрички. Она представляет из себя довольно неприметную дверь в лифт практически на углу здания.

Впечатления от самого Парижа немного сумбурные, но в целом положительные. Вот что значит не засматривать до дыр картинки города, в который едешь. Понятное дело, встретились и попрошайки, и бомжи, и какие-то в целом подозрительные личности, а в каком крупном городе их нет? Собачки гадят прямо на не очень широких тротуарах, люди на красный свет переходят проезжую часть – один сплошной ужас и кошмар 😅 Если что – я такое все не фотографирую, за очень редким исключением. В поездках я стараюсь максимально позитивные эмоции сохранять, насколько это от меня зависит.

Конечно же, есть в городе и стремные райончики, в некоторые даже в светлое время суток не рекомендуется попадать. Но об этом тоже заранее выяснять надо. Наверное, это ненормально, что такие районы в принципе есть, но так Париж – это столица и город-космополит не со вчерашнего дня. Везде есть свои побочки))

Но в общем и целом город мне понравился. Светлые дома, зелень, чередующиеся просторы и узкие улочки, грандиозные сооружения, парки, памятники и даже причудливое современное искусство. Есть у меня такое, на уровне ощущений, причем это открытие происходит буквально на первых минутах – мы с городом «на одной волне» или что-то меня отторгает в нем. Вот с Парижем все сразу сложилось. Чего я не могу сказать, к примеру, о Барселоне или Мюнхене.

Начали знакомство с городом довольно нестандартно – с бесплатной выставки 59 Rivoli современных ныне здравствующих творцов, некоторых из них лицезрели лично за работой. Вот тут каюсь – из музеев и выставок увиденных будет, возможно, слишком много картинок. Выбрать было очень тяжко.

Марина меня, конечно, незлым тихим словом поминала, когда мы с рюкзаками поднимались по узкой винтовой лестнице на 6 или 7 этаж, но увиденное вроде слегка компенсировало негодование.



Объявление на лифте (про инопланетян) как часть искусства


Потом опять же современное искусство – фонтан Стравинского. Вживую все выглядит повеселее – крутится, вода брызжет, но и так миленько.

Думала на бесплатную обзорную площадку центра Помпиду (современного искусства) подняться удастся, но толпа перед входом остудила пыл, другие обзорки решили осваивать. Само здание центра Помпиду вызывает довольно противоречивые чувства – вблизи даже не возникло особого желания сфотографировать.

Башня Сен-Жак – все, что осталось от церкви Сен-Жак-ла-Бушери, построенной в 13 веке и разобранной в прямом смысле слова на камни после Великой Французской революции в 18 веке. Вообще очень неоднозначные у меня мысли по поводу величия их революции, потому что это скорее было похоже на массовые убийства и повсеместное варварство, но французы гордятся. Впрочем, как и Наполеоном своим, который по сути не выиграл ни одной военной кампании, а лишь отдельные битвы. Но это уже лирическое отступление.

В свое время Блез Паскаль проводил с башни замеры атмосферного давления, а сейчас его статуя стоит в башне. Близко не подходили, так что уже что есть показываю.

Обнаружили на углу одной из старейших улиц Парижа (как свидетельствует табличка) еще одного представителя современного искусства – в данный момент так называемый «Уголок спикера», где каждый свободно может высказать мысли. Здесь произведения меняют каждые три месяца, а сам проект был создан, чтобы привлечь внимание вот к таким вот забытым уголкам города.

Прошлись через остров Сите – откуда по сути и начался Париж – на «наш» берег Сены. 

 

Вот этот «дядька Черномор» на коне оказался Карлом Великим с сыновьями
Tour de l'horloge – самая старая часовая башня королевского дворца (13 век)
 

Обозначение нулевого километра, от которого во Франции расстояния рассчитываются, улыбнуло – еле его нашла.

«Шекспир и компания» – книжный магазин англоязычной литературы, открытый в начале 20 века, в котором любили бывать такие писатели, как Хэмингуей, Скотт Фицджеральд и другие. Кстати, упоминается в книге «Праздник, который всегда с тобой». В то время он, правда, находился в другом здании.

Был закрыт на время немецкой оккупации, но в 1951 году открыт снова и работает по сей день. Толпа в него стояла, как в популярный музей, так что внутрь даже не пытались пробиться.

После заселения пару церквей посетили, Пантеон мимо прошли, и этого хватило на первых полдня пребывания в столице Франции. Ниже Пантеон, где покоятся выдающиеся французские граждане.

Церковь Сен-Этьен-дю-Мон, где хранятся мощи святой – покровительницы Парижа. 


Церковь Сен-Сюльпис:

Сен-Жермен-де-Пре – реконструированная церковь 11 века. Очень понравился мне ее яркий интерьер при суровой внешности.

Напоследок еще немного из прогулок первого дня по Парижу.
 

Вычитала или высмотрела в каких-то инстаграмах про приложение Too good to go и решила испробовать. Это когда, допустим, пекарни или рестораны вечером продают свою продукцию по сниженной в разы цене, чтобы не выбрасывать. Все свежее, просто утреннее, а не с пылу с жару. Но покупатель не знает, что именно ему попадется. Довольно интересный опыт. Были уже очень голодные с утра, так что всю выпечку уничтожили почти в один присест. Хотя если бы не голод, конкретно той пекарни не порадовал бы «сюрприз».