суббота, 7 февраля 2026 г.

Пивные трели Бельгии 5. Побережье – так вот ты какое, Северное море

 

Находясь так близко от Северного моря, захотелось и им полюбоваться, и прикоснуться к частичке природы. А заодно протестировать своеобразную местную достопримечательность – Kusttram, он же прибрежный трамвай, который прокатит, пусть и без ветерка, но вдоль всего бельгийского морского побережья. Трамвай – настоящий долгожитель, самый первый участок запустили еще в 1885 году, и тогда он был паровым. А еще – это самая длинная трамвайная линия в мире, на 67 км пути приходится 67 остановок.

Раньше, скорее всего, поездка на этом трамвае предоставляла более живописные виды на «Бельгийскую Ривьеру» (как себе представлял ее тогдашний король Леопольд II), а сейчас понастроили дома-гостиницы чуть ли не у кромки воды. Но кое-где можно увидеть кусочек моря даже из окна трамвая. Самое смешное в этой всей поездке, что трамвай снаружи я так и не сфотографировала, так что фото ниже с официального сайта. 

 

Казалось бы, прогулка вдоль побережья на трамвае была расписана как по нотам. Выходы в нескольких городках, просмотр местных достопримечательностей. А вишенкой на торте должно было стать любование закатом на берегу. У природы нет плохой погоды? Я бы в тот день поспорила с этим утверждением.

 

Начиналось все довольно неплохо и даже с проблесками солнца. Но стройки и перекрытия тротуаров и дорог уже тогда немного насторожили. 

Первым городом на побережье и стартом путешествия на прибрежном трамвае выбрала Бланкенберге (Blankenberge), как один из самых близких к Брюгге мест. Без проблем добралась туда на поезде. Иронично, что название города дословно переводится как «белые горы», но кроме песчаных дюн там нет никаких возвышенностей. Видимо, моряки, увидев наконец-то сушу, с восторгом называли холмы из песка «горами», а потом название и закрепилось. 

 

 

Неподалеку от вокзала встретилась первая современная скульптура. Это в целом «фишка» прибрежных городов Бельгии. Такой себе музей под открытым небом – проект под названием Бофорт (Beaufort) – триеннале, проводящееся на бельгийском побережье с 2003 года. Раз в три года в различных городах вдоль побережья появляются новые скульптуры. Но некоторые выкупают муниципалитеты и они остаются в постоянной коллекции на всеобщее обозрение. Само название этой масштабной выставки отсылает к шкале Бофорта, измеряющей силу ветра, и символично связывает с побережьем.

Я себе прикинула дома, какие именно скульптуры хочу рассмотреть поближе, но в итоге получилось как получилось 😅 То ливень, то перекопано и проход закрыт – смотрела уже то, что попадалось по дороге во время блужданий, в основном незапланированное.

В любом случае прикоснулась к современному бельгийскому арту и получила свои впечатления от увиденного. Я, конечно, такой спонтанности не очень подвержена 😂 но иногда обстоятельства выше нас и надо получать удовольствие здесь и сейчас от «воробья» в руках. Я, оказывается, и так умею, при необходимости 🤣 Не только же с планом в руках ходить и галочки ставить.

 

И куда же в Бельгии – без изображения комиксов? Их есть у меня, как говорится, любуйтесь. Выяснила, что это – один из культовых бельгийских комиксов «Суске и Виске» (Suske en Wiske). На одном из обелисков с нимбом над головой изображен их автор – художник Willy Vandersteen. 

 

Дальше прогулялась до музея «Прекрасной эпохи» (Belle Époque), но изучить его не удалось. Он открывался только в два часа дня, так что ждать не стала, пришлось довольствоваться видом балкончика.  

Прошлась до круглого Бельгийского пирса, чтобы вдоволь полюбоваться морем. Там сейчас ресторан и частично проход перекрыт, но мне и увиденного в принципе хватило. Столкнулась еще с одним неудобством – все встречающиеся по дороге туалеты были закрыты, хорошо, что в здании пирса был, еще и бесплатный. 


После побережья пошла бродить по улочкам в сторону трамвая. Наткнулась на здание местной администрации.

 Потом нашла Huisje Majutte – очаровательный крошечный домик рыбака, который чудом выжил среди современных кварталов.

Местным школьникам, судя по всем, прививают командный дух.

Трамвай не особо торопился, так что я прогулялась до следующей остановки и по дороге оценила местные яхточки.

Следующая остановка – город Де Хаан (De Haan), понравился уже видом самой станции. Дословно название можно перевести как «петух», и с этим связана очередная легенда про рыбаков – которых в тумане якобы выручил крик петуха. Они по нему ориентировались, чтобы добраться до берега. Но более скучная версия настаивает на том, что название произошло от фламандского слова Haene, что означает низина или ложбина между дюнами.

И  площадка детская симпатичная.

В Де Хаане множество симпатичных вилл времен «Прекрасной эпохи» и вряд ли встретишь современные многоэтажки. 

 

Этот город в свое время облюбовал сбежавший от нацистов Альберт Эйнштейн. Жил он на вилле Савоярд (Villa Savoyarde), о чем свидетельствует табличка, а чаек любил попивать в местной гостинице Grand Hôtel Bellevue.

Я решила далеко не отставать от великого ученого и наконец-то попробовала местные вафли в ресторанчике с видом на море. Место популярное, пришлось даже в очереди на вход постоять. Зато повезло – как раз столик освободился с лучшим видом.

Недалеко от пляжа стоит скульптура женщины на лестнице с девочкой на плечах. Что-то из серии «Мама, де сонце?» в моей интерпретации – уж очень откликнулось, учитывая полностью затянувшееся тучами небо. 

 

По дороге к остановке в дюнах встретились «восточные напевы» в виде стражей, охраняющих вход в дом и отгоняющих бедствия, как свидетельствовала табличка рядом.

Дальше был Ньивпорт (Nieuwpoort). Тут все просто с происхождением названия – «Новый порт», но по факту ему уже около 900 лет. Находившаяся неподалеку гавань заилилась и правивший в то время граф Фландрии Филипп Эльзасский, не мудрствуя лукаво, велел построить поселение поближе к берегу, и с названием тоже долго не заморачивались.

Тут меня накрыл мелкий противный дождик и какие-то бесконечные реставрации со стройками. Хотелось добраться до пирса, но было перекрыто. По пути наткнулась на «Полярного путешественника» (De Poolreiziger) – одинокого лыжника на шестиметровых сваях. Оказалось, это памятник местному полярнику Дикси Дансеркоеру. В тот момент я почувствовала себя его родной душой: он через льды к полюсу, я через ливень к пирсу.

Но, как говорится, вижу цель – не вижу препятствий. Дождик почти прекратился, а прекрасные виды остались. 

 

И бесконечные скульптуры, конечно же. Та, что с солдатами, посвящена принцу Маурицу и битве против испанских войск в Ньивпорте в 1600 году. А дамочка с мужественным лицом – видимо, изображение местных отдыхающих.

 

Исследование местного искусства я завершила скульптурой «В поисках Утопии» Яна Фабра. Сам автор восседает на этой золотой черепахе и видимо намекает, что путь к идеалу неспешный, раз выбрал такое неторопливое существо, как средство передвижения. Мы еще встретимся с этой скульптурой в моем рассказе, но совсем в другом месте.

И вот долгожданный пирс, но пройтись по нему не судьба.

Так что побрела в сторону остановки в следующий и финальный для меня в этот день город на побережье – Остенде (Oostende). Тут с названием опять же все просто – «восточный край». Раньше город находился на востоке острова Тестереп. На побережье и город Вестенде есть. Но сейчас остров «слился» с материком, а названия остались. По дороге виды на море и вроде как не совсем «печальное» небо. 

 

Но когда наконец вышла из трамвая – дождь практически стеной. Так что вместо заката увидела лишь серо-свинцовые тучи и даже линия горизонта с трудом просматривалась. 

Зато заглянула практически в прямом смысле слова сквозь замочную скважину на картины местной выставки рядом с берегом. Они были в полностью закрытых конструкциях, а разглядеть содержимое можно было через специальное окошко. Такой себе арт-вуайеризм. Сами картины оказались довольно-таки интересными и неординарными, но на память запечатлела лишь несколько. 


Здесь же приобщилась к местным «морским гадам» – мидиям. Размеры кастрюльки впечатляют – все не осилила.

С пивом даже угадала – чем-то белое нефильтрованное напоминает и очень было «в тему» по вкусу.

Остенде тоже славится бесконечным количеством скульптур. Тут вам и монашки.

И беременная дама напротив местного казино. 

И жены рыбаков, ожидающие своих мужей из плавания.

Подозреваю, что сам город стоит более тщательного изучения, даже на основе виденного уже в сумерках и в темноте. Может, когда-нибудь и получится повторить.  

А провожает всех путешественников вот такой вот чудик на вокзале.