воскресенье, 15 октября 2023 г.

Лето-2023: Bella Italia 3. Генуя


Генуя – La Superba – «гордая». Так назвал ее Петрарка за морскую славу и впечатляющие достопримечательности. Да и сейчас Генуэзский порт – один из крупнейших в Италии. А город? Я старалась перед поездкой не злоупотреблять рассматриванием картинок, чтобы не было вот этого ощущения «я уже давно это все видела». Так что да, удалось Генуе впечатлить и меня, хоть времена ее расцвета давно прошли. 


Поезд из Милана в Геную отправился, как ни странно, по расписанию. Но все равно в итоге опоздал на 20 минут. Пошли сразу заселяться в апартаменты под названием Artist's house. Оригинально. Просторно. И в самом центре. Но обнаружили минус – внизу на улице куча кафешек с громкой музыкой, которая непонятно во сколько замолкает. По крайней мере, я заснула раньше, спасибо изобретателю беруш. Кстати, хозяйка предупреждала о шуме и позаботилась о гостях – в ванной целая банка беруш есть. С чем у нас не сложилось – так это с замком от входной двери в апартаментах. Впервые имея на руках ключ удалось лишь чудом открыть дверь. Замок там какой-то слишком «хитрый». Но об этом подробнее чуть дальше.



Я чуть умерила аппетиты по Генуе, как для меня)) Но, конечно, горько вздыхала от этого. Когда готовилась к поездке, поразилась, сколько тут всего интересного. Чего только дворцы Ролли стоят и всякие канатки-лифты-фуникулеры с обзорными площадками наверху. Но, как говорится, нельзя впихнуть…

Мое странное пристрастие фотографировать местные люки

В первый день пребывания посмотрели на якобы дом Христофора Колумба – где, по утверждению генуэзцев, он родился. История довольно темная – жители Барселоны тоже, к примеру, на Колумба «претендуют», но дом, восстановленный конечно, тем не менее привлекает туристов.


 

Недалеко от дома Колумба находится колоннада 12 века – все, что осталось от церкви св. Андрея.


Ворота Порта Сопрано – одни из уцелевших средневековых ворот 12 века, часть бывшей оборонной системы. 
 

Центральная площадь Феррари, после многочисленных узких улочек, так называемых карруджо – покажу позже, на некоторых даже два пешехода не разойдутся – поражает своим масштабом.
 
 
Жарковато в Генуе оказалось – площадь Феррари с фонтанами очень кстати в такую погоду, даже уходить не хотелось.
 




В Генуэзской республике, как и Венецианской, долгие столетия правили дожи. Понятное дело, что и Дворец Дожей в Генуе имеется – довольно скромный на вид, сейчас там выставки проходят всякие. Раз уж речь зашла про Генуэзскую республику, понравилась мне поговорка про времена расцвета Генуи: «Золото рождается в Америке, умирает в Испании, хоронят в Генуе». Думаю, кто чуть знаком с историей, уловят суть и иронию. Длинные исторические экскурсы на сей раз решила не вставлять, зато много картинок))
 





Потом был, конечно же, Генуэзский собор. Очень понравилась мне местная «полосатость». Я в религии да и архитектуре полный профан, поэтому сужу об увиденном с точки зрения впечатлило или нет, нравится – не нравится. Конечно, в этом всем надо более глубоко разбираться, чтобы делать выводы, не на уровне «красивая картинка». А с другой стороны, писать лекции про апсиды с нефами или жития всех святых тоже нет никакого смысла. Говорят, в соборе самый натуральный Святой Грааль хранится. Врут наверное. Но при этом обе английские бомбы, попавшие в собор во время второй мировой, каким-то чудом не разорвались – они так и хранятся в соборе.
 













Прошли мимо Дворца Сан-Джорджио – в свое время в нем размещался один из самых первых банков в мире (открылся в 1407 году).
 

 
 
Тут встретилась первая «непуганая» чайка. Наоборот показалось, что она позирует для фото.
 
 
Порт и виды моря меня всегда радуют, в любом городе, городишке или поселке))




Вот этот галеон использовали для съемок фильма Романа Полански «Пираты».
 
 
На переднем плане видна круглая «Биосфера» – музей с тропической растительностью.
 
 
Главным номером программы был аквариум – крупнейший в Италии и один из самых больших в Европе. Как минимум, не разочаровал. Нашими фаворитами пингвины стали, особенно один, «ныряльщик». Он забирался на камень, нырял с него, проплывал короткий кружок под водой, снова залазил, нырял – и так по кругу, пока мы минут пять, если не дольше, стояли наблюдали. Забавные они.
 


 


Рыб множество там было, а еще ламантины, дельфины, медузы, черепахи, крокодилы, немного змей. Из совсем необычного – бассейн, где плавали скаты, к которым можно было прикоснуться, если повезет, когда они близко подплывали. Нам с Мариной удалось. Такой он шершаво-колючий на ощупь – не сказать, что приятные ощущения, но точно интересный опыт.


 










Высмотрела дома вроде нормальную кафешку по отзывам, но эта их сиеста)) Повезло, мы почти к открытию после перерыва попали. Пицца и фокачча понравились, а вот местный суп – люблю что-то эдакое пробовать на свою голову – как по мне малосъедобный, к тому же, он был пересоленный. И название же какое – burridda (ассоциация со словом бурда). Ингредиенты: каракатица, картофель, горошек, томатный соус. Но тоже опыт))) Сфоткала, чтобы понимать, что такое заказывать нельзя))) И вид не очень аппетитный. Если бы еще была очень голодной, но после вкусных пиццы и фокаччи)) Официанты и бармен какие-то совсем не приветливые показались, правда, повезло хоть, что одна официантка по-английски говорила. В общем, отзывы – это такое, доверяй, но проверяй.



Сверху церковь, снизу магазинчики – чисто по-генуэзски. Называется эта церковь – св. Петра в Банки. Очень скоро генуэзцы из мореплавателей превратились в торговцев и банкиров. И вот эта вот церковь с лавками внизу – компромисс между местными нуворишами Ломеллини, которые полностью хотели сделать это здание торговым центром, и жителями, давшими обет после очередной вспышки чумы построить церковь.


Немного обещанных узких улочек – карруджо.
 




Второй день – мега-насыщенный, еще и квест нам устроили перед попаданием во дворец.Тут вставлю небольшую справочку про дворцы Генуи. Речь идет, в первую очередь, о так называемых Дворцах Ролли (Palazzi dei Rolli) – то есть «из реестра». В 16 веке Геную решили облагородить и на одной из центральных улиц, которая в то время называлась Strada Nuova (сейчас виа Гарибальди), понастроила свои дворцы и имения местная аристократия. Вновь построенные дворцы, а также уже имеющиеся в городе, записали в «реестр» («ролли») и обязали собственников этих зданий принимать почетных гостей города. В зависимости от знатности семейства и пышности дворца и гостей туда селили разного ранга – к кому королей, а к кому лишь советников, к примеру. Сейчас 42 из этих дворцов являются наследием ЮНЕСКО (всего Дворцов Ролли более 100), 2 из них в частной собственности, куда совсем не пускают посетителей, некоторые стали банками или другими учреждениями, а небольшая часть музеями. Раз в году в течение трех «Дней Ролли» для большей части дворцов из списка ЮНЕСКО всем туристам открыт бесплатный доступ – понятное дело, в дневное время. Думаю, в какой-то мере хорошо, что мы на эти дни не попали – зная меня)))

Один из дворцов – Подеста. Для дворцов там все равно улицы узкие, сделать нормальное фото довольно проблематично

Для меня второй день в Генуе стал днем загадочных дверей. Долго искали, где купить билет во дворец Дориа-Турси, несколько человек опросить пришлось, пока меня послали в нужном направлении. И тут я вспомнила, что нам для начала нужна музейная карта Генуи, которую можно купить в туристическом центре. В эту карту входят штук 20 музеев плюс метро и трамвай, а стоимость всего 15 евро за сутки с человека. Окупается уже за три музея. Купили, пошли обратно во Дворец Турси. Тот же мужик-«надсмотрщик», еще и на втором этаже находящийся, сказал, что надо по карте в кассе получить распечатанные бумажные билеты. Опять вниз в кассу и чуть по улице, потом с билетами наверх. Потом он заявил, что вообще-то осмотр начинается с соседнего дворца 😅😈😂 – один билет на три дворца распространяется, это так называемый комплекс музеев Страда Нуово. Мне кажется, он надо мной издевался и развлекался таким образом. Ладно, пошли в соседний дворец – Bianca, «Белый». Дверь открыть не удалось, хоть там явно были люди. Пошла уточнять в кассу, та ли эта дверь😅 Хорошо, видя мои мучения, какой-то мужчина изнутри открыл. В общем, как выяснилось позже, из этого дворца есть переход в первый. Картин за день во дворцах насмотрелись, особенно на религиозную тематику, что все они мне уже были на одно «лицо», впрочем, как и сами дворцы.
 
Многократно посещенный дворец Дориа-Турси

Немного «Белого» дворца. Почему-то «наружных» фотографий совсем не сделала. В принципе, этот дворец сейчас служит картинной галереей – даже «удивительно», что там сплошные картины оказались)))

 

 



Дворец Дориа-Турси, он же местный муниципалитет.







Нам сделали потом замечание, что, оказывается, стулья – тоже экспонаты, на которых нельзя сидеть. Табличек не было, не виноваты мы)




 
Из примечательного – во дворце Турси хранятся несколько оригинальных скрипок Никколо Паганини, который родился в Генуе.
 



«Красный» дворец, Rosso, Марина уже не осилила. Он, кстати, поинтереснее был, как по мне – кроме картин еще и мебель имелась и макет куска Генуи с дворцами Ролли.

 





Обратила внимание на скромный вид из окна


А это вроде вид на дворец Турси


 
 

Лесенка на самый верх









Наконец-то с дворцами распрощались и двинулись дальше. Базилика святейшего Благовещения. Снаружи довольно скромная на вид. Но внутри...


Честно признаюсь, у меня уже наверное переизбыток видов религиозных зданий что снаружи, что внутри, но некоторые проигнорировать проходя мимо – совсем уж неправильно)) Так что периодически захожу, любуюсь. Вообще храмов в Генуе более 200, все посмотреть, даже пройти мимо задача не из легких для чуть более чем двухдневного пребывания.







Приключения в этот день не закончились. Хотела к замку д'Альбертис проехаться на лифте, переходящем в фуникулер – есть такое чудо в Генуе. Мы туда дошли, а он, якобы, сломался – по крайней мере, пассажиров не пускали. Но я ж так просто не сдаюсь – потянула Марину идти наверх к замку пешком))) Скажу честно, после трех дворцов и беготни туда-сюда по лестницам и для меня это была нетривиальная задачка. Но осилили, конечно. Полюбовались видами по дороге. Потом самим замком с разных ракурсов.




 








Марина уже внутрь замка, который сейчас музей культур мира, не пошла, а он оказался забавным. Бывший владелец – капитан д'Альбертис – построил в 19 веке замок в неоготическом стиле, а из своих путешествий привозил всякие странные и необычные вещи представителей разных культур и народов.
 















И виды сверху симпатичные.
 







Вниз мы уже спускались на лифте-фуникулере, который удивительным образом «починился».





Если кто-то думает, что на этом наша культурная программа на день закончилась, он жестоко ошибается 😂😂😂 Мы еще в Galata Museo – Морской музей – пошли, плюс к нему на подводную лодку потом. Музей из пяти этажей на минуточку. Было интересно, местами можно было полазить по макетам-моделям кораблей, например, галере, есть «фотозоны». Конечно же, было множество «мелких» моделек корабликов, картины снова, но уже на морскую тематику.








 






 

 

 
После подводной лодки возник вопрос – как вообще там люди находятся долгое время? Жуть, как тесно, шумно и жарко. Явно не для тех, у кого присутствует клаустрофобия.
 
 
 
 
 






Закупились на ужин, но пришлось его немного отложить, чтобы поставить сначала галочку на последнем номере нашей программы, точнее, моей – Марина уже в апартаментах осталась. А перенесли ужин на попозже, потому что минут десять входную дверь открыть не могли. Вроде замок ключом открыт, но дверь не открывается. Накануне тоже такая проблема была – видимо, там язычок замка плохо прячется, а ручки снаружи нет, только вот такой прекрасный лев.
 
 
Не знаю каким чудом, но дверь-таки открыли. Я уже даже хозяйке писала, думала просить ее приехать дверь открыть. Оставила Марину внутри, сказала, буду по возвращении писать-звонить, чтобы она мне изнутри открыла – и таки пришлось. Думала уже, может, там еще пароль какой-то двери сказать надо было, типа «Сим-сим откройся». Даже оставили на память хозяйке запись, чтобы помнила о наших злоключениях.
 


Но зато финальный аккорд успешно завершился – прекрасно доехала на лифте на смотровую площадку, насладилась видами, пофоткалась.






Вниз вообще сама в лифте ехала.
 
 
 

Как бы ни нравился город, но жажда приключений и впечатлений всегда зовет посмотреть что-то новое. И вот уже почти пора прощаться.

На улице Бальби, неподалеку от вокзала Принчипе, сфотографировала любопытный дворик – оказалось, что там были известные в 17 веке общественные прачечные и душевые – «мойки св. Бригитты». Их после нашествия чумы соорудили местные аристократы из семьи Бальби, чтобы бедняки тоже могли помыться и постираться.
 

 
Здесь же, на виа Бальби, Генуэзский университет.
 

Закончили осмотр Генуи Королевским дворцом (Палаццо Реале). Изначально строился семейством Бальби, но через какое-то время был куплен Савойской династией и стал их королевской резиденцией в Генуе, откуда и название.








 




Мозаика в саду дворца очень интересная. И вообще садик с прудом мне очень понравился.








Была еще неудачная попытка на виллу del Principe (дворец Андреа Дориа) посмотреть – нам заявили, что они сегодня не работают. Ну и ладно, не очень-то и хотелось.
 


Это вид на сад через забор
 
Зато прошлась опять вдоль моря, но уже в другую сторону. Там морской вокзал.
 


Христофор Колумб не только «встретил» нас в Генуе, но и «проводил» – памятник мореплавателю находится возле жд вокзала. 
 
 

Все части рассказа:

  1. Лето-2023: Bella Italia. Польша
  2. Лето-2023: Bella Italia. Милан
  3. Лето-2023: Bella Italia. Генуя
  4. Лето-2023: Bella Italia. Ла Специя и Портовенере
  5. Лето-2023: Bella Italia. Чинкве-Терре
  6. Лето-2023: Bella Italia. Портофино
  7. Лето-2023: Bella Italia. Сестри-Леванте и Рива Тригозо
  8. Лето-2023: Bella Italia. Пиза