воскресенье, 15 октября 2023 г.

Лето-2023: Bella Italia 1. Транзитом через Польшу

Польша в этот раз получилась чуть больше, чем транзитная. И чтоб два раза не вставать)), решила написать сначала про наше пребывание в Польше – по дороге из Украины и соответственно на обратном пути. Писала «заметки на полях» еще во время поездки, так что в этом рассказе будет наверное перебор каких-то «рваных» мыслей по ходу пьесы, бытовых впечатлений и смешных недоразумений.

Едешь в поезде по Украине и думаешь – какие-то полсуток пути – и вот она, мирная жизнь, без сирен, взрывов, разрушений, лишений, смертей. Даже возникала шальная мысль – а не остаться ли в этом мире спокойствия, особенно учитывая, каким «прекрасным» по тревожности был май 2023 в Киеве. И ведь некоторые «большие» люди могли и могут поспособствовать скорейшему миру, но якобы кого-то боятся. Но не хочется о грустном, всё-таки ехали отдохнуть, и морально в том числе, от нашего, ставшего уже, к сожалению, привычным ужаса.

Совершили еще один марш-бросок через тернии к звездам – в данном случае в Италию через Польшу. Поехала опять с Мариной и конечно же клятвенно обещала, что большую часть времени мы проведем на море и в одном городе. Но план поездки по ходу пьесы постепенно расширялся, так что получилось как получилось)) Обойдемся без анонсов обширных планов, сразу с корабля на бал.

Поезд с вагоном люкс из Киева в Пшемысль – хоть немного, но делает дорогу комфортнее. Три зеркала на два спальных места – это что-то)) А с утра был очень странный кофе в поезде – по крайней мере, я такой встречаю впервые – заварной, но в пакете.

Потом «по накатанной» электричка до Кракова, но после прошлогоднего опыта – чтобы всю дорогу не стоять – с заранее купленными билетами с местами, туда и обратно.

Марину и в прошлом году моим сыном польский пограничник назвал, а в этом вообще анекдот, стрижка особо поспособствовала. Выучила для приличия jak mówić trochę po polsku. Говорю полячке на контроле, мол, to moja córka, дочка то есть, и Марина голову в окошко засовывает. Полячка такая – сын может?)) Потом уже Марина вся показалась и пограничница посмеялась, но всё-таки согласилась, что дочка.

Легкий перекус с изумительно неудобной вилочкой

Почти сутки дороги, конечно, напрягают. Но я решила уже без экстрима, то есть с ночёвкой в Кракове перед перелетом в Италию. По странному стечению обстоятельств, хозяином апартаментов, которые мы забронировали через букинг, оказался итальянец по имени Сильвио. Потом еще во время заселения выяснилось, что Сильвио из Милана, где большую часть времени и проживает, а в этом году вскоре едет отдыхать в Лигурию. Вот такие удивительные совпадения. Еще одно совпадение вспомнила – перед нами на эскалаторе с вокзала в терминал аэропорта ехала стюардесса Wizz Air. Я еще Марине сказала, возможно, она на нашем рейсе будет – так и оказалось. Поскольку фото много не бывает))) будут в этот раз и апартаментов фотографии.

Апартаменты в Кракове, хозяин Сильвио

Заселились и поняли, что спать в 6 вечера рановато, пошли смотреть на огнедышащего дракона. Вавельский Дракон в свое время терроризировал весь город, ежедневно требуя в жертву скота, а по другой версии – девственниц. Пока его хитростью не победил ученик сапожника, подложивший в пещеру тушку барана, набитого серой. Дракон, естественно, все слопал, но потом его замучила жажда – и он начал пить воду из местной реки Висла, пока не лопнул. Марина даже успела коротенькое видео заснять, пока я суетилась со своим телефоном. Огонь реально секунд пять наблюдать можно, но вроде как это зрелище происходит каждые 10 минут.

Перед драконом обошли по периметру Королевский Вавельский замок – я не особо собиралась, Марина захотела. В общем, по сравнению с прошлым годом прогресс с Мариной налицо.

В Кракове есть своя Аллея звезд, некоторые даже всемирно известные отметились там.

Потом у нас еще один веселый случай произошел. В ресторане хотела выяснить, принимают ли они оплату картой. Пока я решала, на каком языке и как это спросить, мне ответили на русском, что принимают. Выяснилось, что как минимум все официантки из Украины. Интерьер, конечно, слегка обшарпанный, но порции большие и вкусно, правда, и цены наверное не самые низкие – хотя я особо в польских/краковских ресторанных ценах не разбираюсь.

На следующий день опять большая часть дня была «убита» дорогой. Надо было добраться до краковского аэропорта, там пройдя все процедуры чуть поторчать, а потом еще из аэропорта Милана Мальпенса доехать до центра города.

И снова здравствуй, Краков

Заселились в апартаменты-студию. Наверное, это было самое неудачное место обитания за всю поездку – очень холодная и при этом сырая комната. Все заявленные удобства были, но местами подуставшие. Постирала, на свою голову, немного вещей в стиралке, а по факту выяснилось, что там отжим не работает. Начала думать, высохнут ли вещи до отъезда.

Внешне апартаменты выглядят вполне прилично

С носками нашла решение – высушила их в микроволновке 😅 А вот с футболками ничего не придумала. Тоже в микроволновку пихать что ли?)) За ночь никаких сдвигов не произошло – в смысле, хоть небольшого высыхания. В конце концов, высохло все постиранное до момента сборов, а вот полотенце после аквапарка «пересушила» до пропаленных дыр(( – обидно, пришлось выбросить – принесла в жертву Кракову получается.

Вид на Флорианскую улицу с башни Мариацкого костела

Показала наконец Марине центр Кракова 😂 Но под дождем прогулка не из самых приятных. Так что сделали небольшой кружок и вернулись в наш «погреб».

Прошлись в сторону центра, по Флорианской улице, посмотрели на Барбакан (местные «кастрюлей» – rondel – обзывают) – очень интересное, как по мне, фортификационное сооружение. Барбакан ни разу не был взят штурмом, а однажды с него, по легенде, отразили нападение одним выстрелом – ременщик, якобы, из ружья выстрелил пуговицей от жупана в царского генерала Панина и смертельно его этим ранил.

На фоне Барбакана

Пару слов про главную площадь города – Рынок. Была заложена в 1257 году, когда Краков получил Магдебургское право, и на тот момент являлась самой большой площадью Средневековой Европы, со стороной превышающей 200 м. Запомнила ее еще в свою первую, теперь кажущуюся такой далекой, поездку в 2013 году.

На площади Рынок

В день отъезда всё-таки залезла еще на башню Мариацкого костела.

Про него, как и многие достопримечательности, есть свои местные байки. Вот одна, объясняющая, почему башни костела разной высоты. Якобы строили их два брата, старший свою построил и отчалил на радостях в другой город на отдых. Но когда вернулся, выяснилось, что башня младшего вскоре будет выше и массивнее. Так он от зависти ножичком братца прямо на башне и зарезал и сбросил его тело вниз. Но потом ужаснулся содеянному и сам оттуда спрыгнул.

Я, конечно же, выбрала ту башню, что повыше, сторожевую (или Хейналица по-польски). С ней тоже связана драматическая история. Каждый час в наше время с нее трубит трубач, отдавая дань древней традиции о предупреждении про врага. Но мелодия обрывается на пятой ноте – именно столько успел сыграть в 13 веке и предупредить горожан перед тем, как погиб от стрелы татар стражник. Чудом успела в нужную группу до поезда попасть – там определенное количество людей за раз пускают, по времени, но полячка смилостивилась надо мной, когда я про отъезжающий вскоре поезд начала объяснять. Мой вердикт для нелюбителей подниматься пешком по многочисленным лесенкам: можно было и не подниматься. На самый верх не пускают, максимально на верхней закрытой площадке можно быть и любоваться видами из нескольких открытых окон. Но, как говорится, я сделала это)).

Энержиландия

После промокания в Пизе (о чем «далі буде») и довольно пасмурной погоды решили все «мокрые» аттракционы пропустить.

Катались на многих аттракционов, но некоторые уже не привлекали, особенно после поездки на экстремальной Задре (Zadra).

Задра на заднем плане

Сначала очередь около часа простояли. А потом – ох, это жесть)) даже не рискнула глаза открыть после первого спуска с самой высокой точки, еще и орала как недорезанная, пока не приехали 😂😂😂 И Марина мне на ухо басом в унисон моему визгу))).

Кроме большой скорости и высоты там еще инверсии есть – три или четыре поворота вниз головой – в какой-то момент уже не понимаешь, ты нормально сидишь или перевёрнутый вверх ногами 😅 Выброс адреналина ого-го в общем.

Тут «падаешь вниз», но какими-то рывками

Там еще штуки три аттракциона с такими переворотами есть, но нам с Мариной и одной Задры хватило. Плюс же чем больше экстрима, тем длиннее очередь. Думала перед выходом еще на одном может супер-экстремальном покататься, но по их приложению очередь была 20 минут, а по факту это как минимум 40, как выяснилось на Задре. Тем более, свою дозу экстрима мы уже явно получили.

Катались после Задры еще на парочке американских горок, среди них на таком, который проезжает задним ходом, а другой падает с большой высоты – детский лепет)) Надо было наверное самый экстремальный экстрим напоследок оставить.

В целом понравилось, конечно. Само оформление парка по сравнению с Порт-Авентурой испанской мало впечатляет, но есть интересные места.

Аквапарк в Кракове

Была изначально идея брать билеты в Энержиландию на два дня, чтобы во второй день в аквапарк пойти. Но погода не особо радовала, так что поехали в местный крытый. Еле добрались)) Долго искали автобусную остановку Юлиуша Словацкого – она мне так запомнилась, что даже сфотографировала театр имени этого польского поэта и драматурга. А несколько с одинаковым названием на карте, в итоге не в ту сторону поехали – хорошо, у них есть монитор со всеми остановками внутри и написано, через сколько на какую прибываешь. Потом еще боялась, что 20-минутного талона на проезд не хватит. Может, и не хватило)) но контроллеров, к счастью, не было.

Назад когда ехали, на остановке билетный автомат не работал – но был внутри автобуса. Можно и не попасть на проверку, но бешеные штрафы призывают покупать и компостировать билеты)) Кстати, мы когда ехали из Пшемысля в Краков на поезде девушку-полячку контроллер заставил купить еще один билет только потому, что у нее с собой не было документов, удостоверяющих личность. Суровы польские контролеры.

В аквапарке «внезапно» поняла, что у нас же с собой шлепок резиновых нет. Пришлось еще тратиться на них в местном магазине. Сам аквапарк меня не особо впечатлил, соотвественно и фотография всего одна))

Штук 6 вроде горок, которых я не любитель, вечно занятые джакузи, только гидромассаж понравился и типа «речка» с течением. Но я больше ради «морской» Марины ехала – она осталась довольна. На горках каталась огромное количество раз)) В общей сложности около пяти часов там пробыли.

Пшемысль

До поезда оставалось около четырех часов, так что сдали рюкзаки в камеру хранения и пошли гулять по городу – наконец-то)) Милый городок оказался, по крайней мере центральные райончики.

Очень много соборов и церквей – особо не вникала «что из них что», просто по дороге фотографировали понравившиеся.

Часовая башня, она же музей колоколов и курительных трубок – Перемышль с давних времён славится обоими ремеслами. Даже была мысль туда забраться, но все местные музеи как-то неприлично рано закрывались, в четыре, максимум пять.

Медведи и медвежата периодически встречались – символ города, изображенный на гербе. Понятное дело, с медведем связана местная легенда. Якобы давным-давно на берегах реки Сан, которая протекает через город, охотился князь Перемыслав и убил во время охоты медведя. После этого князь решил основать на этом месте поселение, которое назвали Перемысль.

Есть памятник поляку – Папе Римскому Иоанну Павлу II.

Посмотрели на местный замок – короля Казимира. Как-то он не очень впечатлил, по сравнению со многими увиденными уже замками.

Сверху я почему-то ожидала вида на реку, но оказались холмы))

Марина уже начала ныть, что слишком долго ходим, так что я прошлась до речки без нее.

В центре на площади Рынок стоит натертый со всех сторон памятник бравому солдату Швейку и его фокстерьеру – туристическая достопримечательность.

Четвертая часть книги Гашека посвящена похождениям солдата в Пшемысле. Рядом на люке – инструкция, какие части скульптуры надо натирать до блеска и с какой целью.

Перед таможней в этом году поляки «промариновали» всех желающих уехать на поезде в Украину еще дольше. Нам еще и достался самый придирчивый погранец, который тщательно рассматривал каждого перед тем как поставить печать в паспорте. Марина с ее стрижкой «попала». Он ее попросил назвать имя и дату рождения. Марина, понятно, на украинском сказала – сурового дядьку вроде это устроило и наконец он нас пропустил. Не знаю, что он там себе напридумывал – может, что я из Украины завезла украинскую девочку, а вывезти пытаюсь польского мальчика 😅 – у Марины в паспорте на фото длинные волосы. Но еще смешнее история произошла с украинской служительницей погранконтроля. Она взяла наши паспорта и начала уточнять, а кто из нас собственно кто 😂😂😂 А после моего объяснения реакция – понастригутся тут всякие, что потом не разберешь)) Так что большая часть поездка прошла у нас под сиянием Марининого «ежика» – зато весело.

«На закуску» – еще пару фото из Кракова – разные детали, привлекшие внимание во время прогулок.