воскресенье, 26 февраля 2023 г.

Лето-2022: Бавария vs Каталония 8. Барселона. Первое знакомство и Храм Святого Семейства


Как часто у меня бывает, впихнуть в два с половиной дня все запланированное не получилось. Во-первых, недооценила я масштабы (площадь) самой Барселоны (почему-то?)), плюс бесконечные спуски-подъемы, плюс прогулки в сопровождении Марины) Если когда-нибудь получится, надо будет заехать еще раз в столицу Каталонии, дня на три хотя бы, а то и на четыре.


Барселона – самый крупный город на Средиземноморье, с населением около 1.7 млн и площадью 102 кв.км, и самый густонаселенный, самый посещаемый в Испании. Барселона насчитывает более чем 2000-летнюю историю и, говорят, она даже старше Рима на 400 лет и якобы основана самим Геркулесом (ака Геракл в греческой версии) во время его путешествия с аргонавтами, которые были в поисках Золотого Руна. Один из 9 кораблей аргонавтов во время шторма разбился у берегов будущей Барселоны, прямо под горой Монжуик. Пораженный окружающим великолепием Геркулес решил основать там поселение и назвал его в честь разбитого девятого корабля, что в переводе Barca Nona. Но все это, ясное дело, легенды и мифы, а на самом деле город был основан по приказу римского императора Октавиана Августа где-то в 15 году до н.э. Во времена древних римлян нынешний город был известен как колония Барсино (полное название – Colonia Faventia Iulia Augusta Pia Barcino), даже встретили это бывшее название города на одной из площадей. Скульптура стоит на месте одних из бывших четырех ворот в город.



Доехали без приключений на поезде из Жироны, а потом на метро и оказались на площади Каталонии. Мне эта площадь чем-то напомнила Вену.
 


Транспортная система Испании (Каталонии)

Поскольку «страдаю» изучением на практике транспортной системы страны пребывания, вот немного картинок изнутри про Испанию (по крайней мере, Каталонии – понятно, что в других частях страны могут быть внешние различия). Удивительно, но нет фото ни одного из поездов/электричек «снаружи»)) Видимо, так уже на них насмотрелась за время поездки, что даже решила не фоткать.

Табло с расписанием поездов на вокзале в Жироне

Автомат для покупки билетов

Валидатор для билетов – надо «поставить штамп» перед посадкой на поезд

Турникеты на входе/выходе

Электричка до аэропорта Барселона Эль-Прат

Французский вокзал в Барселоне изнутри

Я, конечно, любительница «объять необъятное», но большую часть поездки и знакомства с Барселоной решила посвятить творениям Антонио Гауди и частично других архитекторов стиля модернизм. А остальное так, мельком пробежать. И, конечно же, в первый же вечер пребывания в городе мы посетили Sagrada Familia, или Храм Святого Семейства.

Храм Святого Семейства


Самое интересное во всей истории с этим храмом – это то, что Гауди стал его главным архитектором совершенно случайно, поскольку заказчик рассорился с первым архитектором до такой степени, что тот ушел хлопнув дверью. Кто знает, не стала ли бы Саграда Фамилия заурядным неоготическим храмом с кем-то другим, ее проектировавшим. А Гауди, приступив в возрасте 31 года к работе над храмом, стал исключительно религиозным и решил, что Храм – это работа всей его жизни, вложив в него все силы и душу. Но, как известно, так и не достроив – строительство все еще продолжается в течение уже более 130 лет и окончательные даты полного завершения проекта все дальше отодвигаются (сейчас вроде как озвучивается 2026 год – сто лет со смерти Гауди). Когда строительство закончат, Храм станет самой высокой христианской церковью в мире. Ниже макет будущего, полностью построенного храма, и то, что есть сейчас/планируется построить (серого цвета готовое, желтое в процессе).


Храм просто завораживает. Насколько я обычно смотрю на бегу все, тут хотелось остановиться и рассматривать каждую мелкую деталь, каждый завиток. Хотя изначально скептически относилась к этой «раскрученной» на весь мир достопримечательности. Но наверное таких реально больше нет. Уж сколько я повидала различных культовых сооружений, храмов, соборов, базилик – Саграда Фамилия уникальная.



Взять хотя бы то, что основные религиозные «персонажи» и «сцены» вынесены на фасады, а не находятся внутри церкви. Издалека кажется, что это какое-то нагромождение камней, но там скульптуры и законченные сюжеты. Всё-таки Гауди был гением, по моему скромному мнению. Жаль, что он успел закончить только один фасад – Рождества, остальное уже – его последователи, пытающиеся скопировать стиль мастера. Кстати говоря, туристы, не покупающие билет, а осматривающие храм лишь снаружи, практически не видят фасад Рождества с улицы.
 


Законченный на данный момент второй фасад – Страстей – построили под руководством каталонского архитектора Хосе Мария Субираксу. Поразительное совпадение – он родился ровно через 9 месяцев после трагической смерти Гауди. 



Субираксу изобразил и самого страдающего Гауди, рядом с Христом, несущим крест. Композиция по центру над входом в храм, на «втором ярусе» под распятым Христом, Гауди – крайний слева.



Кстати говоря, даже фасад Рождества мог не дожить до нас – во время гражданской войны в Испании и борьбы со всем религиозным его заминировали, но вовремя опомнились и не стали совершать такую ужасную ошибку. Тем не менее, пострадали работы Гауди, хранившиеся в его мастерской при Храме, крипта, некоторые скульптуры, так что продолжателям его дела все равно приходится несладко.

Абсолютно каждая деталь что-то значит и пронизана символизмом и отсылками на религиозную тематику. Не вижу смысла расписывать тут трактат о том, что значит тот или иной элемент) Но вкратце – про то, каким должен быть когда-нибудь конечный результат. Храм состоит из трех фасадов – Рождества, Страстей и Славы, которые, понятное дело, описывают жизнь Иисуса Христа. На каждом фасаде по 4 башни, итого 12 – как апостолов. Кроме того, предусмотрено 6 дополнительных башен: Иисуса Христа, 4 башни евангелистов и башня Девы Марии. Башни апостолов планируются разной высоты, от самых низких на фасаде Рождества до самых высоких на фасаде Славы, таким образом хотят показать значимость/иерархию разных апостолов, которым они посвящены (перечислять уже конкретно имена не буду, поскольку я сама не настолько религиозна, а особо любопытные без труда найдут всю нужную информацию в интернете). Понятное дело, многие из этих башен уже готовы, по сути остался совсем недостроенным фасад Славы.

Игра света и тени внутри – это непередаваемо. Можно любоваться бесконечно долго. Жаль, мы были практически на последнем времени перед закрытием (входные билеты продаются на определенное время, но потом никто не выгоняет), плюс еще подъем на башню предстоял.






Вот вид с башни меня не особо впечатлил. Но и тут все пронизано символичностью. К примеру, виноград и хлебные колосья – отсылка к Святому причастию (вино и хлеб).






Правда, когда спускались по ступенькам (наверх лифт едет), удалось еще дополнительно насладиться интерьером с нескольких ракурсов.
 
Это на самом деле тяжело описать и передать с помощью фотографий. Лучше один раз увидеть)