понедельник, 27 февраля 2023 г.

Лето-2022: Бавария vs Каталония 9. Барселона. Ода Гауди и каталонскому модернизму


Барселона, по которой хоть и «скакали» всего два с половиной дня, никак не уместилась в одну часть рассказа. Получилось целых три. Продолжаем изучать творчество Гауди и не только.

Парк Гуэль


Спроектировал Гауди. Парк назван в честь богатого промышленника и мецената Гуэля, который профинансировал многие работы Гауди. Изначально Парк Гуэль задумывался как такой себе элитный ЖК для местных богачей, отделенный стенами от внешнего мира, и лишь позже стал парком, поскольку потенциальные покупатели не соблазнились идеей жить в таком чудесном месте (странные люди)). Правда, не каждый оценит возможность скакать по холмам, чтобы добраться до своего места жительства. Сам Гауди, конечно же, жил в одном из домиков на территории нынешнего парка.

А единственным человеком, оценившим в то время идею Гауди-Гуэля, был адвокат Марти Триас, купивший там особняк. Потомки Триаса до сих пор живут в этом доме и наслаждаются видами Барселоны сверху.

Дом Триаса

Гауди в парке воплотил многие инновации: например, по сути первый использовал идею ресайклинга, прося приносить рабочих всякий хлам типа битой посуды, пустых бутылок, которые потом использовались в оформлении элементов парка.


Еще одно изобретение архитектора – мозаика в технике Тренкадис, из цветных фрагментов керамики и стекла. Также Гауди беспокоился об эргономичности – перед созданием каменных скамеек просил рабочих посидеть на материалах, из которых делались слепки, чтобы готовые изделия имели анатомическую форму. Как и в других работах, в парке прослеживается стремление архитектора к наследованию природных форм.

 

 

 


Билеты у нас были на определенное время (зайти можно было, по правилам, максимум в течение получаса после указанного времени). Мы вышли заранее, надеясь позавтракать перед посещением, и еле нашли работающее кафе с владельцем-вьетнамцем (или китайцем?). Английский он, конечно, не знал. В общем, с горем пополам на ломаном испанском я ему объяснила, что нам бы поесть. 

В итоге в парк мы в прямом смысле слова бежали вверх по горкам. Еще и, как назло, меня накрыло очередным приступом топографического кретинизма, несмотря на навигатор. Побродили знатно «не туда». Прибежали к крайнему сроку с высунутыми языками и Марина никуда больше не захотела ходить смотреть, просидела почти все время внизу на скамейке. А там лесенки на лесенках)))

Я, конечно же, забралась максимально высоко, насколько хватило сил.

Там шикарно, это просто надо видеть. И билет вроде, если не ошибаюсь, относительно вменяемые 10 евро стоит. В принципе, в парке и совершенно бесплатная зона отдыха есть, но тогда мы бы не увидели ни «пряничных» домиков, ни знаменитой саламандры-дракона из мозаики. Идея пряничных домиков навеяна сказкой про Гензеля и Гретель братьев Гримм, в которой злая колдунья заманивала к себе детишек, строя им хлебные домики с сахарными окнами.



Дома Гауди и не только

Конечно же, даже мельком осмотреть снаружи все творения Гауди в Барселоне не было никакой физической возможности. Зато удалось увидеть работы и других архитекторов, в качестве определенной моральной компенсации. Качество фото – не лучшее, потому что многое снимала «на бегу», по заветам японских туристов))) А дома уже разбиралась, что это я там такого интересного увидела)))

В первую очередь – чуть подробнее про работы Гауди.

Дворец Гуэля

 


Первый крупный проект Гауди по заказу Гуэля. Во время Всемирной выставки 1888 года в нем проживали королева Испании Мария-Кристина, король Италии Умберто Первый, президент США Грувер Кливленд.



Дом Мила (La Pedrera – «каменоломня»)


В свое время был негативно воспринят всеми без исключения современниками Гауди, включая заказчиков, отчего и получил свое прозвище «Ла Педрера» (каменоломня), а также кротовая нора / депо для дирижаблей / свалка металлического лома. Но в наши дни его посещают более 1.2 млн туристов ежегодно.




Дом Кальвет


Не особо известен, поскольку является, можно сказать, самым традиционным из спроектированных Гауди домов и не настолько выделяется, как к примеру, Дом Бальо или Мила.


Дом Висенса


Строился в то время (90-е годы 19 века) как загородный дом для местного производителя керамической плитки Висенса-и-Мунтанера. Загородный – поскольку в то время район Грасиа был отдельным поселением за пределами Барселоны. Дом представляет «раннего» Гауди во всей красе – приверженность мавританскому стилю, прямые, а не изогнутые линии и, конечно же, использованы материалы самого заказчика как наглядная реклама – везде керамическая плитка. Дом считается первым зданием в стиле каталонский модернизм.


Все таланты Марины-фотографа в этой фотке. Попросила ее на фоне дома меня сфотографировать, но ей фонарь (или сеньоры?) показались более интересными)))

Дом Бальо (Дом с костями)

 


Входит в топ-10 самых необычных домов в мире. Получил свое прозвище «Дом с костями» или «Дом с черепами» уже на этапе строительства. Этот дом – воплощенная в камне легенда о Святом Георгие, который победил дракона. А Святой Георгий – покровитель Каталонии.

 

Владельцы Дома сегодня – наследники Энрике Берната, создателя бренда Чупа-Чупс. А дизайн для обертки чупа-чупса, между прочим, разрабатывал в свое время сам Сальвадор Дали по просьбе Энрике Берната (ну и за нехилый гонорар, конечно). Вот так вот неожиданно связаны между собой два каталонских гения. При этом Сальвадор Дали искренне восхищался творчеством Гауди, и мог любоваться Домом Бальо часами.



Квартал Раздора

В районе Эшампле на так называемом Квартале Раздора (из-за своеобразного соперничества архитекторов, создавших по соседству три здания) находятся, кроме Дома Бальо, упомянутого выше:

Дом Амалье архитектора Josep Puig i Cadafalch (Жозеп Пуч-и-Кадафалк)

Принадлежал семье Амалье, производившей шоколад. На цокольном этаже дома до сих пор продают этот шоколад, а рядом, в кофейне – его же, только в горячем виде. Иногда я жалею, что к поездке в Испанию готовилась не так тщательно, ведь я этот чудесный (по отзывам) шоколад так и не попробовала((( Эх, еще один повод вернуться в Барселону, кроме как для осмотра уже отстроенной Саграды и посещения пропущенных в эту поездку мест))

Дом Льео-и-Морера архитектора Луиса Доменек-и-Монтанера (влюбилась в фамилии испанские))), после изучения кто что в Барселоне проектировал). 


С еще одним домом, строившемся по проекту этого архитектора, я познакомилась в городе Реус, о чем в другой части рассказа.

Дом Комалат (Casa Comalat) 


Находится на проспекте Диагональ, спроектировал Сальвадор Валери-и-Пупуруль. К сожалению, я только один его фасад сфотографировала, второй – тоже ничего так (фото второго фасада нагло взято с википедии).


Дом с зонтиками (Бруно Квадраса)


Стоит на бульваре Рамбле, на фасаде отображено то, чем занимался Квадрас, а именно продажей зонтиков, вееров, тростей и другими аксессуарами, архитектор Жозеп Виласека.



Другие работы архитектора Josep Puig i Cadafalch

Выяснилось, что он был учеником Луиса Доменек-и-Монтенера. Понятное дело, что список ниже совсем не полный)

Дом с шипами (Casa Terrades / Casa de les Punxes)


Был построен по заказу сестер Террадес. Название – из-за шести башен по углам, увенчанных шипами или иглами. Очень уж мне понравился, о чем можно сделать вывод по количеству фото (и это я уже решила некоторые не размещать))


Дворец Барона Куадраса (Palau del Baró de Quadras)


Дом Серра (Casa Serra) 


Конечно же, модернизмом ограничиваться не будем. В Барселоне еще много чего можно посмотреть. А что именно мы увидели – в следующей «серии».


Все части рассказа:

Часть 1. Вступление

Часть 2. О Германии и иностранных языках

Часть 3. Регенсбург

Часть 4. Нюрнберг

Часть 5. Бамберг

Часть 6. Ротенбург-об-дер-Таубер

Часть 7. Жирона

Часть 8. Барселона. Храм Святого Семейства

Часть 9. Барселона. Гауди и другие представители каталонского модернизма

Часть 10. Барселона. Не Гауди единым

Часть 11. Таррагона

Часть 12. Реус

Часть 13. Парк развлечений Порт-Авентура

Часть 14. Виланова-и-ла-Желтру